Физика на лобовом стекле

Против холода и жары Volkswagen будет использовать «прозрачное серебро».

Текст: Максим Григорьев  |  31 января 2017

Против холода и жары Volkswagen будет использовать «прозрачное серебро».

Текст: Максим Григорьев  |  31 января 2017

Корпорация Volkswagen объявила о создании автомобильных стёкол с обогревом, в которых нет нитей накаливания. Вместо них будет использоваться очень тонкий слой серебра. «Мы нашли отличное решение для идеальной видимости. Оно состоит в том, что без лишних проводов обеспечивается получение необходимого тепла путём преобразования электрического тока», — сообщают представители компании. Инновационными стёклами будут оснащать такие модели, как Golf, Tiguan, Passat и другие. Особенно актуальна эта технология для России с её морозами: заледеневшее стекло причиняет немало головной боли автовладельцам.

Сейчас есть два основных способа обогрева стёкол. Первый — потоки тёплого воздуха. Приятно, конечно, что заодно прогревается и салон, но этот метод требует слишком много времени. А ведь хочется с утра встать, завести машину и сразу поехать на работу.

Второй способ. Металлические нити, тонкие настолько, что их практически не видно человеческому глазу, встраивают между слоями лобового стекла (напомним, обычно это триплекс — три слоя); при подаче напряжения они нагреваются, и стекло оттаивает. Минусы тоже есть. Например, при встречном свете от фар других машин или от солнца эти нити могут стать заметными и мешать водителю.

Предложенная Volkswagen технология, основанная на сверхтонком серебре, решает сразу много проблем. Для того чтобы понять, как это происходит, нужно вспомнить ряд физических закономерностей.

Начнём с того, что серебро является одним из самых пластичных металлов и его можно превращать в очень тонкие плёнки, чья толщина измеряется даже не долями миллиметра, а количеством атомов в слое. Такие плёнки обладают уникальными физическими свойствами. Некоторые учёные даже считают, что речь идёт об особом агрегатном состоянии, стоящем в ряду с твёрдым телом, газом, жидкими кристаллами и т. д. В такой форме то же самое серебро, из которого делают украшения, становится абсолютно прозрачным.

Ещё один параграф из школьной программы: серебро относится к благородным металлам. Его благородство заключается в том, что оно очень неохотно вступает в реакцию с другими веществами. Это обеспечивает новой технологии обогрева стёкол надёжность и долговечность.

Другое качество серебра — очень хорошая электропроводность, чуть ли не самая лучшая из существующих металлов. Тонкость слоя обеспечивает эффективный переход электрической энергии в тепловую (вспоминаем закон Ома и прочие факты из школьной программы). Потребляемая мощность ветрового стекла с серебряным напылением составляет от 400 до 500 ватт. Для сравнения: обычные стёкла с нитями накаливания требуют до 1500 ватт.

Но и это не всё. Новая технология поможет не только от холода, но и от жары. Серебряный слой обладает способностью отражать солнечный свет. По данным Volkswagen, новое стекло отражает до 60% солнечных лучей и в состоянии снижать температуру в салоне на 15 градусов больше, чем обычное стекло с тонировкой.

Your browser is outdated!

For the best user experience, please update your browser.