Контраварийное вождение

Лучше предупредить, чем бороться

Текст: Мария Крижевич  |  16 мая 2017

Лучше предупредить, чем бороться

Текст: Мария Крижевич  |  16 мая 2017

Ануфриев рассказывает, почему курсы экстремального вождения не помогут, если хотите уверенно чувствовать себя на дороге.

— Школы так называемого экстремального вождения переживают небывалый подъем. Многие бегут туда, только получив права. Ведь в сознании нередко экстремально вождение ассоциируется с профессионализмом. Это действительно так?

— Действительно, сейчас очень популярна экстремальная подготовка. Но я считают, что новичку это не нужно. Все просто: если вы совсем мало времени провели за рулем, моторные реакции еще не развиты должным образом. И в этом вопросе в любом случае необходим «накат». Плохо, если у прошедшего курс экстремального вождения появится ложное чувство уверенности.

— Тогда для кого это?

— Если в двух словах: для тех, кому хочется выплеска адреналина. Занятия ведь могут проводить и на вашей машине, и на арендуемой спортивной. А это, понятное дело, совсем другие ощущения. Считайте, как прыжок с парашютом. Кстати, курс экстремального вождения — неплохой подарок. Тренировки проводят на площадке под контролем. Даже заезды на треке, где большая буферная зона из гравия, в разы безопаснее езды в городе. В машинах устанавливаются рамы безопасности, выдают шлемы, рядом работают группы поддержки, которые и потушат, и вытащат в случае ЧП. В целом это очень интересный опыт.

— С практической точки зрения это вообще применимо?

— Боюсь, что нет. Поймите: на дороге общего пользования при наличии других участников движения различные экстремальные «фишки» использовать опасно. У вас, помимо опять же отсутствия долгих лет практики и наработки навыков, просто не будет места для маневров. Реальность создает более жесткие рамки. Хорошо, если, входя в поворот «на ручнике», вы никого не задели и только бампер себе помяли… А если нет? Поэтому я предлагаю тренироваться в строго отведенных местах.

На самом деле, имеет смысл прочувствовать свой личный автомобиль. И курсы здесь могут, безусловно, помочь. Приезжаете на площадку, пробуйте тормоза, пытайтесь уйти в занос. Кстати, когда люди начинают это делать, они сильно удивляются, что машина едет не только туда, куда тебе хочется. Иногда она едет совсем не так, как тебе хочется. И класс автомобиля, резина не играют здесь никакой роди. Это тоже новый и ценный опыт. Вы расширяете границы.

— А курсы, которые проходят сотрудники охранных служб? Разве это не то же экстремальное вождение?

— Не путайте — там своя, особая подготовка. И она не имеет ничего общего с тем, что доступно обывателям. Да, по факту их учат ездить в заносе, преодолевать различные преграды. То же дают в автошколах. Но принцип и приемы совсем иные. Для рядового водителя правильный выбор — обучение принципам «защитного вождения».

— Расскажите, в чем суть?

— Эту систему разработал в 1964 году американец Крис Имхофф из Национального совета по безопасности. Идея в выработке стиля вождения, не только адекватного в условиях реальной жизни, но максимально безопасного. Изменяется само сознание водителя. То есть мы говорим не просто о том, что человек перестает гонять. Хотя самое главное правило — разумная скорость здесь и сейчас. Если ты перешел грань хотя бы на 1 км\ч, есть риск уже оттуда не вернуться. В рамках защитного вождения вы не выходите из аварийной ситуации, вы знаете, как ее не допускать. Для этого учат считывать внешние условия (погоду, поведение других водителей), понимать уровень своего мастерства и так далее. К примеру, пройдя у меня полный курс обучения, человек уже понимает, на что нужно смотреть, как выбирать скорость, положение на дороге, проходить отдельные участки дороги. Кстати, почти никто не знает, как правильно проходить поворот.

— Сколько в среднем уходит времени на обучение? Ведь все люди разные…

— Общая формула проста: возраст и количество занятий равны. Если вам 18 лет, то это 18 занятий по 2 часа каждое. Что касается особенностей характера, здесь, конечно, они играют большую роль. Например, если человек «взрывной», есть вероятность того, что он поддастся искушению и начнет гонять. Но, как правило, достаточно один раз совершить ошибку, чтобы больше ее не допускать. Хотя есть и неисправимые «гонщики». Это опять же характер.

В критических ситуациях почти у всех срабатывает инстинкт. То есть рассказы о ступоре, бросании руля и закрывании глаз все-таки не всегда подкреплены реальностью. Естественно, если машина летит в грузовик, то водитель инстинктивно жмет на тормоз. А вот в случае заноса и относительно свободной ситуации на дороге, он вероятнее всего будет выруливать.

— Есть ли различия в обучении мужчин и женщин?

— За годы работы выявил у многих женщин удивительную особенность… Хотя у них, считается, лучше развито периферическое зрение, женщины редко смотрят по сторонам и замечают опасность вокруг. Многие просто ленятся повернуть лишний раз голову в сторону. С другой стороны, действует установка: «Я еду никого не трогаю, ничего не нарушаю». Но вдруг происходит некая экстремальная ситуация. Женщина не делает поправку на нее, а продолжает двигаться, согласно установленной схеме. Поэтому я всегда учу смотреть по сторонам.

Мужчины, особенно молодые ребята, любят скорость. У них кровь бурлит, и они тоже могут не видеть проблемных моментов. С ними иногда приходится проявлять жесткость. Вообще это все упирается в школу — что было изначально заложено. Бывает, если человек приходит ко мне уже с правами, приходится ломать старую схему. Радует то, что люди обращаются осознанно с желанием научиться. Помните, что предупредить всегда проще, чем потом бороться с ситуацией. И, конечно, не забывайте о «правиле трех Д» — дай дорогу дураку.

Вы используете устаревший веб-браузер

Для полноценной работы с сайтом Volkswagen Вам необходимо установить современный браузер.

Рекомендуемые браузеры:
Google Chrome
Mozilla Firefox