Попасть в автоспорт реально!

Текст: Мария Крижевич  |  02 мая 2017

Текст: Мария Крижевич  |  02 мая 2017

Михаил Лепехов, пилот, основатель и руководитель Академии ралли и раллийной моносерии Volkswagen POLO CUP, организатор программы участия автомобилей Volkswagen в кольцевых гонках, рассказывает, как простому человеку оказаться за рулем настоящего гоночного автомобиля.

— Михаил, для многих автоспорт — это нечто недосягаемое, то, что показывают только в роликах в Сети, в кино. Если у вас нет титулованных гонщиков в семье или своей нефтяной вышки, что делать? Это же довольно затратное занятие?

— Скажу честно, финансово это всегда тяжело, если сидеть на диване и ждать, что за тебя все сделают, куда-то позовут. Для этого нужно встать и для начала заработать стартовый капитал. Потом вы приходите к таким как мы и спрашиваете, что делать. Начинать следует с обучения. Нужно понять: денег недостаточно, необходимо иметь основу, накопить опыт. При этом пройденные курсы экстремального вождения — не то. 1–3 занятия не дают вам право садиться в гоночный автомобиль и сразу мчать. Даже если вы оказались за рулем гоночного автомобиля, главной задачей для вас будет финиш в первой гонке. Человек должен понять, как гонка складывается, как ведет себя спортивный автомобиль в боевых условиях, а не на тренировке. В гонке нет права на ошибку.

— А если человек задумал пробиваться самостоятельно… Он же может построить гоночный автомобиль?

— Зачем самому строить? Все проще — машину можно арендовать. На начальном этапе такой расклад идеален. Есть же вероятность, что автоспорт вам просто не понравится. К тому же, свою машину вы можете подготовить не по регламенту соревнований — там есть определенные технические требования. Но допустим вы купили готовый автомобиль со спортивным паспортом… Даже теперь к соревнованиям вас не допустят. Опять же, необходимо поучиться и получить спортивную лицензию в региональном отделении РАФ (Российской автомобильной федерации).

— Тогда давайте по порядку. Как происходит подготовка к гонкам в Академии ралли?

— В нашей организации подготовкой занимаются «академики» — специалисты своего дела. К примеру, Антон Захаров (призер чемпионатов России по кольцевым гонкам и ралли, чемпион России по ралли 2002 года) в рамках первого этапа подготовки проводит теоретические занятия. Он объясняет, как управлять, как машина себя ведет на дороге, что такое торможение. Казалось бы, банальные вещи, но для себя вы откроете многое. Далее идут практические занятия. Вас научат правильной посадке, рулению, торможению. Забудьте все, что знали. В автоспорте встает вопрос эффективности, стратегии. Основное мерило — секунды, минуты. И вам расскажут, покажут, где вы их теряете.

Экзамен — это спортивное мероприятие, на которое вы поедете. И такое поступательное развитие касается всех. Например, талантливый пилот Евгений Новиков начал выступать в 14 лет с папой, сначала как штурман. И он поступательно отвоевывал себе место в автоспорте. В итоге в 16 лет он уже сам сел за руль и впоследствии выиграл все, что можно, в российском ралли. Поверьте, существует много школ и тренеров, готовых научить. Главное — ваше желание и настойчивость.

— Поехали дальше… Вы научились ездить. Что теперь?

— Теперь вам надо на чем-то ездить. Как я уже говорил, возьмите технику в аренду. Я рекомендую начать с монопривода, а потом перейти на полный. Существуют даже спортивные выезды «под ключ». Наши специалисты доставят боевой автомобиль, организуют выезд на соревнования, выдадут экипировку. Очень удобно! Помните, что цена во многом зависит от машины — старая, новая, ее пробег и т. д.

— Кольцевые гонки и ралли — в чем отличия, с точки зрения подготовки?

— Кольцевая программа немного проще. Во-первых, вам не нужен штурман и соответствующая тренировка — сами выучили трассу и все. В раллийной программе подготовка отличается кардинально. Представьте: сначала вы проходите трассу в рамках ознакомительного заезда. Скорость при этом ограничена, но вы должны представить траекторию захода в повороты, когда будете проходить их в боевом режиме. Недаром, говорят, что в ралли нет двух одинаковых поворотов. Автомобили, стартующие перед вами, на дорогу могут набросать камней, валун выскочил. Ралли это снежные, гравийные, асфальтовые покрытия, а кольцо это только асфальт. Но каждый вид автоспорта прекрасен по-своему.

Что касается тренировок, то с «кольцом» немного проще: кольцевая трасса всегда перекрыта. Вы без проблем ее арендуете на пару часов и тренируетесь либо самостоятельно, либо с другими участниками. А вот тренировки в ралли проходят «в полях». Ведь это дороги общего пользования. Конечно, человек всегда может обратиться в региональное отделение РАФ и там ему подберут трассу. Но потребуется не только арендовать участок, но отдельно его перекрывать, организовывать присутствие «скорой» и т. д. Вот так проходят официальные тренировки. Получается, кольцевые гонки меньше бьют по кошельку.

В любом случае, обычно тренировка идет весь день. Чем больше таких дней в месяце, тем лучше. Существует понятие «накат» — это наработка навыков. И, кстати, не забывайте о физической подготовке. Пилоты занимаются физ. подготовкой не просто так. Пример: последнее ралли Франции, 10 ДОПов, один из которых протяженностью 52 километра. Чтобы его пройти со средней скоростью в 100 км/ч, нужно где-то полчаса. Это 30 минут в сильнейшем физическом и эмоциональном напряжении, где каждый поворот может оказаться заключительным. Необходима высочайшая концентрация. И физика играет не последнюю роль.

Единственное могу сказать, если за спиной детский опыт в автоспорте, это преимущество. Не случайно пилоты, вышедшие из картинга, идут в «кольцо». Там понятие траектории схожее, асфальт под колесами. Если человек в детстве ездил на багги, то ему ближе ралли и ралли-кросс. Хотя это не аксиома.

— Тренировки, нацеленность на результат… Но вернемся к финансовому вопросу. Можно ли рассчитывать на спонсорскую поддержку юному спортсмену?

— Глобально пока это хобби, оплачиваемое из своего кошелька. Однако это не означает, что нельзя найти поддержку и помощь. У меня был такой опыт — я сам помогал финансово спортсменам. И чем больше таких людей будет, тем лучше. Правда, в наше время пилот должен быть «универсальным солдатом», который заинтересует потенциального спонсора или мецената. Обратите внимание, насколько масштабный продакшн стоит за известными мировыми пилотами. Поэтому совет: учитесь подавать себя, но, самое важное, показывайте результаты.

В Академии ралли не давно завершился отбор в очередной проект «Народный пилот». Желающие поучаствовать сначала отвечали на вопросы викторины, потом присылали видеоролики (творческий конкурс). Некоторые могли подумать, что сейчас «накрутят» видео и станут победителями. Но финальный этап — это заезды на время на треке. То есть медийность сама по себе ничего не решает. Главное — секунды. Приз самому быстрому — бесплатное участие в пяти этапах кольцевых гонок. В общем, автоспорт — серьезная работа. Возможно, по этой причине многие предпочитают красиво стартануть со светофора, а не выйти на трассу и доказать свое мастерство.

— Но молодежь все-таки подтягивается в автоспорт?

— Не могу не отметить положительные сдвиги. Сейчас, например, СМП РСКГ (Российская серия кольцевых гонок) создала юниорскую серию. Там с детей не берут стартовых взносов. Организаторы понимают, что подрастающее поколение нужно поддерживать. А еще долгое время у нас был провал между картингом и автомобильным спортом. То есть из карта ребенок уже вырос, но без прав его нельзя пускать на взрослую трассу. Юниорская серия решает эту проблему — она дала возможность соревноваться в «кузовах» детям 14–18 лет. Да, это попроще автомобили, скорость ниже, чем у взрослых, стоит дорожная резина, но есть каркасы безопасности, спортивные сидения и ремни, экипировка, как у всех взрослых. И, если в прошлом году участвовало 3–4 человека, то в этом году набор составляет порядка 10–15.

Наши специалисты подготовили на базе Volkswagen Polo несколько машин для выступления в классе Национальный Юниор. Например, за Академию ралли будет выступать 13-летняя Ира Сидоркова и еще несколько человек. Некоторые автомобили купили, другие взяли в аренду. Кстати, среди пилотов растет число девочек. А известная гонщица Наталья Фрейдина даже учредила для девушек-победительниц денежный приз. Это хорошее подспорье и возможность оплатить следующий сезон.

— Вы сказали, что подготовили несколько Polo. Насколько удобны автомобили Volkswagen в работе?

— Я считаю его очень надежным автомобилем. Механики и пилоты тоже довольны. Я сам не «кольцевик», но однажды меня посадили за руль кольцевой машины Volkswagen Polo, и я был впечатлен. И это все мы говорим о серийных машинах российской сборки. Они действительно универсальны: один и тот же автомобиль используют и юниоры, и взрослые пилоты. Подчеркиваю, 90–95% элементов в наших машинах от стандартных автомобилей. Конечно, немного меняем колодки, подвеску (устанавливаем спортивне амортизаторы), согласно требованиям регламента. Остальное все «родное». Мой вердикт: серийное авто можно использовать в автоспорте. Это лучшее доказательство надежности и эффективности машины.

Наши Polo уже два раза принимали участие в российских гонках на выносливость. 4 часа, три пилота и всего три остановки на 15 минут для легкого сервиса. Это серьезное испытание для техники. В итоге автомобильPolo стал первым в своем классе. Притом, что добрая половина участников вообще не доехала до финиша. Этому способствовал, в частности, экономный расход топлива у Polo. Вообще с автомобилями Volkswagen мы дружим уже 6-ой год. К примеру, Polo GT был машиной ознакомления на последнем «Народном пилоте». Наши машины поддержки — тоже Volkswagen, начиная с микроавтобусов (у меня самого Multivan) и заканчивая автомобилями технической поддержки. В этом сезоне мы провели серьезную работу по модернизации некоторых узлов и деталей. И надеемся, что наши Polo поедут еще быстрее.

Your browser is outdated!

For the best user experience, please update your browser.